Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «Фигурное катание на коньках»

Дополнительная общеразвивающая программа по фигурному катанию на коньках (далее Программа) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта» (далее – ДЮСШ) разработана в соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; Письмом Министерства спорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10-2554 « Об утверждении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями). При составлении Программы были использованы методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года № 325). Программа является основным нормативным документом, на основании которого тренер-преподаватель (тренер) планирует процесс спортивной подготовки. Данная Программа рассчитана для обучения юных фигуристов спортивно-оздоровительных групп. Актуальность данной Программы. В новых социально – экономических условиях особое значение приобретает дополнительное образование детей как открытых социально – педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно раскрывающих социально – педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Что вызвало необходимость в разработке новой программы, отражающей все аспекты учебно – воспитательной работы в тренировочном процессе. Новизна. Учебный материал дифференцирован по годам подготовки для спортивно-оздоровительных групп по принципу преимущественной направленности на развитие, как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, на обучение технике и тактике, совершенствование спортивно – технического и тактического мастерства. В программе нашли отражение задачи работы с обучающимися: содержание учебного материала по физической, тактической и теоретической подготовке, распределение времени на виды подготовки; планы-графики прохождения учебного материала на каждый год обучения. Целевой установкой подготовки фигуристов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям и способных добиваться высоких спортивных результатов. Исходя из цели подготовки в процессе обучения и тренировки, решаются следующие основные задачи: 1. Осуществление гармонического развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся; 2. Укрепление здоровья, всестороннего физического и творческого развития учащихся; 3. Достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенное овладение техникой; 4. Формирование и развитие творческих способностей учащихся; 5. Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а так же в занятиях физической культурой и спортом; 6. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; 7. Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; 8. Физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте; 9. Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. С учетом цели и основных задач обучения и тренировки определяется основная задачи спортивно - оздоровительного этапа многолетней подготовки юных и квалифицированных фигуристов: • отбор одаренных детей для дальнейшего обучения в группах начальной подготовки по программам предпрофессиональной и спортивной подготовки. 1.1. Характеристика вида спорта Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложно координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку. Фигурное катание, как отдельный вид спорта, сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году, было признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в 1882 году в Вене. Фигурное катание первый из зимних видов спорта, включенный в олимпийскую программу. Фигурное катание на коньках – один из немногих видов спорта, в котором высокие спортивные достижения могут и показывают спортсмены в юношеском возрасте. Таким образом, при построении многолетнего тренировочного процесса в фигурном катании на коньках необходимо учитывать возраст первого выступления на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх, возрастную зону возможного снижения результатов, возраст достижения максимального результата, среднее количество лет выступлений на крупных соревнованиях, скорость прироста спортивных результатов. Специфика фигурного катания позволяет спортсменам демонстрировать высокое мастерство в юном возрасте и одновременно дает возможность значительно увеличить возрастную зону максимальных результатов вплоть до границ наибольшего расцвета физических и психических качеств человека (для мужчин – 25-30 лет, для женщин – 22-27 лет). В женском одиночном катании средний возраст участниц Олимпийских игр значительно ниже в сравнении с представительницами парного катания и спортивных танцев на льду. Он составил 19,6 лет, при минимальном (16 лет) и максимальном (23 года) значениях. В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Мужское и женское одиночное катание – фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов: шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Важными критериями также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм. Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап – короткая программа, второй – произвольная программа. В одиночном фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги, спирали, вращения и прыжки: Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы. По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек. Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону). Для того чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 7 секунд. Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности. Вращения кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков. Различают вращения: стоя (например, «заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела). Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений. Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька. Сейчас фигуристы выполняют шесть видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель. Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым. Чтобы добиться успеха в крупных соревнованиях, необходим соревновательный опыт. Возраст достижения первых результатов определяется в первую очередь двигательными способностями и уровнем физической подготовленности. Для достижения уровня Мастера спорта требуется, как правило, не менее 8-12 лет даже очень одаренным фигуристам, если они начали заниматься спортом в 4-5 лет. Особое значение следует уделять оценке индивидуальных особенностей юных спортсменов, которая должна отражаться на основе учета комплекса показателей.
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «Фигурное катание на коньках».docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».