Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ»
Дополнительная предпрофессиональная программа «Горнолыжный спорт» (далее – Программа) разработана на основании и в соответствии:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального закона № 329-ФЗ от 02 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- приказа № 730 от 12 сентября 2013 года Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»
- приказа № 149 от 27 марта 2013 года Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей»
- приказа № 1125 от 27 декабря 2013 года Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»
- основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ по горнолыжному спорту.
Основными задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
- подготовка резерва в сборные команды Красноярского края
- воспитание волевых, морально-стойких личностей
Программа направлена на:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в хоккее;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Программа является основным регламентирующим документом, обеспечивающим эффективное построение образовательного процесса в системе многолетней спортивной подготовки и содействует успешному решению задач физического воспитания детей.
Программа является основным нормативным документом, на основании которого тренер-преподаватель (тренер) планирует процесс спортивной подготовки. Программа предназначена для детей с шестилетнего возраста. Срок реализации программы до 12 лет.
Формой проведения занятий по Программе являются тренировочные занятия продолжительностью от 2 до 4 академических часов 3-6 раз в неделю в зависимости от этапа подготовки.
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных горнолыжников и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы в учреждении дополнительного образования детей на трех этапах: начальной подготовки - срок реализации до 4-х лет, тренировочном - срок реализации программы до 6 лет.
Цель реализации Программы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:
содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
подготовка горнолыжников высокой квалификации;
подготовка инструкторов и судей по горнолыжному спорту.
При ее разработке были использованы передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов, практические рекомендации спортивной медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, гигиены, психологии.
Программа раскрывает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки (физической, технической, тактической), средства и формы подготовки, систему контрольных нормативов и упражнений, психологическую подготовку, систему восстановительных и воспитательных мероприятий, календарный план спортивных мероприятий на каждый год подготовки.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, гармонического развития всех органов и систем организма, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, трудолюбия, обеспечения всесторонней общей и специальной подготовки занимающихся, овладения техникой и тактикой избранного вида спорта, развития физических качеств, создания предпосылок для достижения высокого спортивного мастерства.
Программный материал изложен в соответствии с режимом тренировочной работы в учреждении дополнительного образования детей.
Одним из важнейших вопросов планирования тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также дальнейшая детализация по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, может несколько изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств, главным образом от погодных условий, которые в силу специфики горнолыжного спорта могут влиять на сроки начала специальной подготовки, на регулярность занятий общеразвивающего и специального характера. Однако при этом сохраняется общая направленность тренировочного процесса, предполагающая больший удельный вес физической подготовки в начале годичного цикла и увеличение объема тактико-технической подготовки во время зимнего сезона.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон тренировочного процесса: физической, технической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средства и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного горнолыжника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса горнолыжников на различных этапах многолетней подготовки.
Результатом реализации программы дополнительного образования детей «Горнолыжный спорт» является положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся:
в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовки и этапа начальной подготовки являются: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, и теоретической подготовки. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности.
в группах тренировочного этапа спортивной специализации — выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, выполнение спортивного разряда, овладение знаниями теории горнолыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований.
Формами подведения итого реализации программы дополнительного образования детей «Горнолыжный спорт» являются соревнования и сдача контрольных нормативов по физической подготовке.