Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «ХОККЕЙ»
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
- Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2012 №329-ФЗ;
- Уставом МБОУ ДОД «ДЮСШ по зимним видам спорта»,
на основе следующих нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивной школы:
- Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 №ВМ-04-10/2554;
- Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008;
- Приказа Минстпорта России «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей» от 27.03.2013 №149;
- Приказа Минспорта России «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013 №1125
- основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ по хоккею.
Хоккей – один из наиболее популярных олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность, связаны с динамизмом борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе и в экстремальных ситуациях.
Хоккей является эффективным средством физического воспитания. Занятия хоккеем способствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы организма хоккеиста, укрепляя и повышая уровень их функционирования, обеспечивают эффективное развитие физических качеств.
В последние годы к отечественной системе образования в области физической культуре значительно повысились требования государства и общества. Возвращение России лидирующих позиций в мировом спорте, привлечение максимального количества россиян к регулярным и активным занятиям спортом, повышение качества спортивной подготовки - требует инновационных подходов к спортивной подготовке, интеграции общеразвивающих, предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки.
С введением федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта хоккей, возросли требования к учащимся по общей физической, специальной физической и технической подготовке при зачислении на начальный этап подготовки по дополнительным предпрофессиональным программам. Спортивно-оздоровительный (предварительный) этап направлен на общеразвивающую предварительную подготовку к процессу физического воспитания и регулярным занятиям хоккеем, предварительную спортивную ориентацию и селекцию детей для набора в группы начальной подготовки.
Программа для детей спортивно-оздоровительных групп дошкольного и младшего школьного возраста является первым этапом подготовки в многолетней подготовке хоккеистов. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей работы с детьми данной возрастной категории.
Необходимость создания данной программы возникла в связи с более ранней специализацией в хоккее. Для 7-8 летних юных хоккеистов уже организовываются региональные и всероссийские соревнования. В 10 лет спортсмены участвуют в первенстве России. В 17-18 лет наиболее одаренные переходят в команды Молодежной хоккейной лиги Континентальной хоккейной лиги, Высшей и первой хоккейных лиг.
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта» для детей спортивно-оздоровительных групп дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет) разработана на основе нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обоб¬щения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ. Среди ряда методических принципов целесообразно выде¬лить следующие:
Принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (все виды под¬готовки, воспитательной работы, восстановительных мероп¬риятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.
Принцип преемственности определяет системность изложе¬ния программного материала по этапам годичного и много¬летнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировоч¬ных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолет¬ней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.
Программа является основным регламентирующим документом, обеспечивающим эффективное построение многолетней подготов¬ки спортивного резерва, и содействует успешному решению задач физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Структурно программа состоит из двух основных частей (нор¬мативной и методической) и следующих разделов:
• пояснительная записка;
• организационно-методические указания;
• учебный план и план-схема годичного цикла;
• контрольно-нормативные требования;
• программный материал для практических занятий;
• воспитательная работа;
• психологическая подготовка;
• теоретическая подготовка;
• комплексный контроль.
Материал по физической и технико-тактической подготовке представлен в программе по годам обучения. Приводятся примеры объединения тренировочных заданий в тренировочные занятия.
Целью многолетней подготовки юных хоккеистов в детско-юно¬шеских спортивных школах является подготовка хоккеиста высо¬кой квалификации.
Основными задачами дополнительной общеразвивающей программы по виду спорта хоккей для спортивно-оздоровительных групп дошкольного и младшего школьного возраста являются:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
выявление и поддержка наиболее одаренных учащихся;
формирование общей культуры учащихся;
формирование стойкого интереса к занятиям хоккеем;
привлечение большого количества детей к заня¬тиям по хоккею;
формирование начального уровня технико-тактической подготовленности;
воспитание волевых, морально-стойких личностей;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
Основными показателями работы МБОУ ДОД «ДЮСШ по зимним видам спорта» со спортивно-оздоровительными группами по хоккею являются: набор наибольшего количества учащихся, стабильность состава занимающихся, динамика прироста индиви¬дуальных показателей по выполнению программных требований, по уровню подготовленности занимающихся (физической, техни¬ческой и тактической подготовки), количество учащихся перешедших на этап начальной подготовки по предпрофессиональным образовательным программам и программам спортивной подготовки.